
Всю осень и зиму твиттер забивал инфополе изображениями нарисованных бодрых фигуристов, шутками за триста и песней Born to make history. После этого выездного цирка я был уверен, что ситуация, когда к вам вламывается двадцатисемилетний чемпион в каком-нибудь виде спорта и с радостной лыбой сообщает, что сейчас он будет делать с вами (или из вас) Супер Важный Совместный Проект, — это завязка сюжета аниме Yuri on ice.
Оказалось, что завязка сюжета аниме Yuri on ice — это пьянка в Сочи, а то, что выше, — это моя жизнь.
И таким КВНом моя жизнь не была давно. Если не сказать, никогда.
Этюд на известный первоисточник.
Первое апреля
(ролеплэй)
словно в ночи луна,
словно в степи сосна,
словно в году весна.
(с) Визбор
— А я уже погулял! Что там у нас с леденцом?
— Ты слишком мало гулял: не нагулял на него.
(с) КВН
Действующие лица: Великий Рандом; мастера
Великий Рандом:
— Здравствуйте, мастера!
Мастера:
— Здравствуй, Великий Рандом!
В. Р.:
— Значит, хотите игру?
М.:
— Да! И написать диплом!И написать диплом!
В. Р.
— Ну, раз такие дела, — тогда заполняйте бланк.Тема, формат и взнос — нужное подчеркнуть.
М., по очереди.
— Чтоб три десятка людей!
— Или хотя бы два.
— Снимем, наверное, Гжель — там неподалёку морг.
— Чтоб поиграть в конфликт!
— А после всех помирить!
— Сделать по взносам дедлайн: кто не успел, тот лох.
— Взорвать на игре сортир!
— Только не физрука!
— Фотограф заедет в четверг и будет снимать собак.
— Как персонажей назвать, чтобы попасть в концепт?
— Вон в интернете лежит список дурацких имён.
— Идеологию пусть пишет тусовка с ФБ — им всё равно лучше знать, что понастроил хэр Ройш.
— Хор нам запилит завхоз, на танцы музло — игроки!
— А Ройшу везти прикид?
— На всякий пожарный, да.
— На карточках мордобой!
— И клеить их пять часов!
— Будем деревья вертеть!
— И много чего ещё!
— Картошки 15 кэгэ — чтоб ни одного не сварить!
В. Р., слабым голосом:
— В общем, я понял заказ: игра будет просто огонь.
Никогда, никогда за пять лет в ролевом движении я не боялся настолько, что на игре что-нибудь пойдёт не так.
Очень пугало, что это будущий Эрин диплом.
Очень пугало, что это почти мой недописанный фанфик с ФБ.
Мы сидели по понедельникам на мастерках, выбирали в ОБИ подходящую для выжигания доску, я засыпал лицом в клавиатуру во время ночных разговоров в скайпе с авторами учебника по идеологии, Софи искала для нас тридцать старых кисточек и камеру — и параллельно у меня в голове возникали новые варианты провала. Игроки снимутся в последнюю неделю? Никто не прочитает правила? Кто-нибудь свалится ночью в подвал? На Гжель упадёт метеорит? Восставший из могилы Макаренко засудит нас из-за авторских прав?
Ни один мой прогноз, разумеется, не оправдался.
Правда, доска нам не пригодилась (так выпьем же за то, что она не пригодилась нам в качестве гробовой), учебники читали после игры, одну кисточку сломали, две потеряли, сюжетная линия сместилась с быта и учёбы на политику и моральные дилеммы, а в Гжели омерзительно слабо работало отопление в первые сутки. Зато Макаренко, хоть и перевернулся в гробу, решил не восставать из могилы, Эра сумела собрать с участников опросные листы по итогам, а я научился не орать на людей, замечая их на игре в углу с телефоном.
Кроме шуток, всё не так плохо. Игра получилась не о педагогике и трудовом воспитании, но в идейном плане сильная. О том, что все мы люди, например. О дружбе. О безрассудстве. Об умении принимать решения.
Спасибо нашим игрокам — не о пидорских драмах. Спасибо нашим условно-игротехам — не о низведении и курощении.
Расскажу с позиции мастера о двух моих любимых моментах.
Не секрет, что «Чума в Бедрограде» и «Педагогическая поэма» не имеют никаких точек пересечения, кроме нашей игры и слова «отряд». Поэтому каждый канон в жанрово чистом виде присутствует от силы в одном моменте.
Ближе всего к идеям Макаренко мы оказываемся, когда курим с директором на качелях в саду, и к Никодиму Юрьевичу приходят на разговор двое воспитанников. И один из них, прекрасный ясноглазый Елисей, просит — нет, требует категорически! — немедленно поставить им на место мозги. Объяснить, что правильно, а что нет. Белое или чёрное. Закон или гуманизм. Кто должен нести ответственность, в конце концов.
(Три года уже этой шутке, но ответственность убивает.)
Да ты и должен, мальчик. Ты и твои друзья. Не так важно на самом деле, закон или гуманизм, главное — чтобы не беззаконие и антигуманность.
А ближе к финалу происходящее скатывается именно туда — в социальную фантастику, постмодерновую и антиутопичную. Первое выступление отрядского хора — через полчаса после расстрела девчонки, напавшей с маникюрными ножницами на значимую политическую фигуру. Двадцать человек воспитанников нестройно и фальшиво поют песню о силе личности — те, кто стоит в первом ряду, почти плачут, — а воплощение государственной машины слушает их с выражением беспросветной скуки на лице, и вооружённые силовики в чёрном камуфляже стоят у него за спиной. И рыжая Лерка в тёмном предбаннике рыдает в мои колени, что она недостаточно сильная, чтобы защищать эту страну.
Знаете, честно — эта ролевая игра чуть не перечеркнула по косой моё физическое и моральное здоровье, адекватность, самооценку и самое важное, что в моей жизни есть сейчас. Но эти конкретные два момента стоили всего.
Но подожди-ка, Фиори, ты же хотел быть нормальным?..Эпитафия несуществующему человеку.
31 марта 2017 года в полдень закончил свои земные дни работник системы образования Вальдемар Глебович Ландгран. Окружающие запомнили его терпеливым воспитателем, одарённым художником, истинным гуманистом и патриотом — но, самое главное, порядочным человеком. Он уважал коллег, искренне любил детей, верил в безграничные возможности человеческого разума. Его жизнь была недолгой, но правильной. Люди, близко знавшие покойного, ценили его за лёгкий характер, чувство юмора и стремление во всём искать светлую сторону. Выражаем соболезнования его родным, друзьям и партнёру. Покойтесь с миром в идеальной параллельной вселенной Эриного диплома, Вальдемар Глебович.
И хватит уже об этом. Король умер — да здравствует король.
Когда 31 марта 2017 года ближе к полуночи началась ролевая игра «Отряд Р», в ней участвовал совсем другой человек.
Валя Ландгран — Ваааалечка — был художником от слова «худо» и типичным эстетом по Къеркегору. Он жил поверхностно, не задумываясь, вёл душеспасительные беседы из сиюминутного интереса, неискренне смеялся и плакал, имел много порочащих его репутацию связей и мало привязанностей. Ни во что не верил, почти ничего не боялся, да и вообще, скажем честно, не просил вот такого вот ада. У него не было ни малейшей склонности к педагогике и ни капли организаторских способностей. Ему повезло с талантом прикидываться ветошью, с друзьями и с вымышленным собеседником — а работодателю и ещё одному чудному мальчику, напротив, очень не повезло с ним. Я как игрок обязан Вале горой плохих набросков, художественной наблюдательностью, качественно сработавшим триггером на расстрелы, одним из самых задорных на играх отыгрышем ролевого секса и скиллом креститься по-католически.
Не это ли то, чего мы так хотели? Нет, знаете, не это.
Мне бы хотелось, чтобы в этом моём вымысле было что-то большее, чем внутренняя пустота человека, не привыкшего думать о серьёзных вещах, и красивые руки, испачканные в акриле. Чтобы он понял что-нибудь важное. Чтобы кого-нибудь всей душой полюбил — свою младшую сестру, приятельницу или приятеля из числа воспитанников, несгибаемого филологического мальчика со шрамом на лице и психической травмой. Хоть кого-нибудь. Но кого волнует, чего бы там мне хотелось.
Неизвестно, сколько продлится просветление, которое его настигло под занавес игры. Если это просветление зацепило его только эстетикой чистого переживания — то это действительно занавес. Финита ля комедия.
Ну что ж, это был отличный опыт того, как делать не надо.
Дорогие дети, не будьте как я. Растите людьми, сильными и смелыми.
@темы: РИ, "смесь любительского театра с психологическим тренингом", ничего страшного нет, мать городов росских, "каждый житель Всероссийского Соседства немного осётр"