Мастерские итогиСтавить игру по мотивам событий одной из реперных точек канона было челленджем.
От канона, по правде, мало что осталось.
В неполные шесть часов игрового времени мы чудом уместили половину серии про вьетнамскую войну, которая в экранном времени занимает четверть часа + все флэшбеки из оригинального аниме на ту же тему и бессчётные пасхалки.
Механика игры при этом мало отличалась от типовых кабинеток про распоясавшуюся мистику или (пост)апокалипсис: люди в замкнутом помещении, смертельная опасность, ограниченные ресурсы — ну, все мы смотрели голливудские триллеры и многое оттуда почерпнули. Почему так: понятно, что даже в пределах съёмного этажа джунгли и хижины не сконструировать (хотя наша героическая Марго в одной локации всё равно умудрилась), так что место пришлось придумывать и конкретизировать в самом начале. Так появился японский бункер 47 года NV-02 (North Vietnam), а к нему умозрительные джунгли, бетонная дорога, три деревни, райцентр, река, граница с Лаосом, карта бомбардировок по местности, штаб NV-01 — и процесс того, как это разрасталось, правда похож на рисование мультика. Поиск пространства, в котором будут действовать твои герои. Раз кадр, два кадр.
Некоторые вещи легко нарисовать или снять в кино, но в реальном времени в ~ любительском театре не смоделируешь никак. Да что там, у нас дверь бункера нетканкой на крестовине отыгрывалась!
(Хотя во время игры я аутотренинга ради отдельные её моменты представлял нарисованными.
Техник Венсан монтирует электрический контур. Ашер Моро (шевалье в облике Ашера Моро, сам же придумал этот концепт и сам переезжаюсь, как так) стоит на коленях перед пустотой. Вьетнамец добивает рукокрыла гаечным ключом. Колыбельная Ребекки Дэвиду — отдельным роликом минуты на две с закадровой музыкой. Хадзи рассеянно гладит крышку гроба — точно таким же жестом, каким погладил бы Саю по волосам.
От таких псевдо-нарисованных моментов очень легчало. Переставал донимать лезущий на глаза абсурдизм ролевых моделей: удлинители, игрушечные пистолетики, бывшая коробка из-под холодильника, не переодевшийся толком игротехник в пальто. «Стоило жить и работать стоило».)
Я раньше скептически относился к тенденции переписывать канон как придётся под условия игры и только сейчас понял со всеми предпосылками, почему это бывает необходимо. Бесценный опыт.
ПасхалкиПасхалки:
— женщина-оперативница из «Красного Щита». В честь Клары из вьетнамских серий и Елизаветы из русских. Разумеется, погибла, в лучших традициях канона.
— имя, разделённое пополам на двоих биологов (оба без чёткой идеологической позиции): Теодор (Моррис) и (Ричард) Адамс. В честь Теда Адамса, который работал в лаосской лаборатории, одного из изобретателей Д-67, начальника свердловского экспериментального полигона. По фактическим функциям персонажа из игровых к нему был ближе всего Оливер Нортон.
— собственно, исследовательский отдел организации, который возникает по канону значительно позже, в конце девяностых годов. В аниме в его составе два человека: Коллинз и Джулия, его помощница. И да, они продолжают быть фатальным кадровым проёбом.
— способность шевалье принимать облик другого человека. Такие вещи тяжело прописывать без обоснуя, но канон безмолвствует, пришлось списывать на гипноз, телекинез и обаяние главного мудака. Очень люблю в оригинальном аниме арку, где Аншел Голдсмит приходит знакомиться с Саей лично под видом женщины из организации. Бесконечный источник шутеечек-за-триста в формате: «Мне сто шестьдесят лет, и я не могу завязать с кроссполом». Я пересказывал сюжет игроку как «...а дальше твой персонаж ломает девочке-с-мечом психику, ломает мальчику-с-виолончелью руку и несколько рёбер, пугает искусственных вампиров в кустах и уходит в ночь, громко гогоча». Показательный момент в плане отношения всех шевалье Дивы к людям и к миру.
Сознаюсь, что как минимум один мастер в глубине души однозначно симпатизировал бравым, но не очень умным спасителям мира и их биологическому оружию в гробу. Из двух противоположных позиций «мы не такие, как люди, а значит, мы хуже людей» с последующей самообъективацией и «мы не такие, как люди, а значит, мы лучше людей» с планами мирового господства мне ближе первая. Она идиотская, особенно с такими перегибами, как в каноне, но куда более этичная. Это как с играми: в спорные моменты можешь принимать решения только во вред для своего персонажа. Так честнее.
«— А у хороших нет шанса победить?
— Есть.»
— три канонных персонажа.
Дэвид, оперативник «Красного Щита», бывший военный. Мастерский персонаж. На игре погиб раньше, чем в таймлайне вьетнамской серии, но сюжетную нагрузку выполнил ту же: перепоручил девочку-вампира американскому десантнику Миягуску.
Американский десантник Джордж Миягуску, кстати! В каноне — уже поумневший, двадцатишестилетний и в организации. В версии игры — бессмысленный хороший парень двадцати одного года от роду, рядовой ВС США по призыву. Главный мем игры. «Молодой десантник не боится НЁХов». Выжил и даже Саю вытащил. Герой.
(После игры на кухне:
— А мне же тебя теперь воспитывать, — ужасается Серёжа.
Игротехническая Сая поднимает голову от кружечки:
— Папа?..)
Окамура Акихико, военный фотограф, который слишком много видел. В реалиях игры погиб, но камера осталась.Я ставил перед собой, в числе прочих, задачу вложить в голову игрокам именно нашу трактовку — чтобы все мы сыграли в один мир. Сложно выразить словами разницу между союзником и биологическим оружием, боевым заданием и недостижимой гуманистической целью, любовью к женщине и любовью к науке, а уж сделать так, чтобы эти слова звучали однозначно и прочитывались одинаково мной и адресатом, получалось далеко не с первого раза.
Несколько раз в один вечер перескакивал в разговоре с игроками с точки зрения спасителей мира на точку зрения второй стороны конфликта. Риторика ширилась и крепла, мозги кипели.
Фрагмент прогруза Очень Тайной Организации. Мат и проникновенность....А теперь простыми человеческими словами. Друзья, вы спасаете мир, потому что больше некому его спасать. Потому что, если ты вдруг видишь вот это вот, зубастое, мерзкое, которое прёт на тебя из темноты, — ты точно знаешь, что это враг. И в него надо стрелять, и надо его угрохать побыстрее, а то всем будет хуже, и тебе первому. И если ты не убьёшь его сейчас и не убьёшь таких же, как оно, то когда-нибудь, рано или поздно, оно придёт ещё раз — и за тобой, и за другими. Для мировой истории второй половины двадцатого века метафора про чудовищ, которые приходят в твой дом, считывается на раз-два. Вы такой типический тонкий барьер между всеми людьми на Земле и стрёмной хтонической ебалой.
Никого со второй стороны конфликта, кроме стрёмной хтонической ебалы, вы никогда не видели. Это монстры. У них зубы длиной с руку, у них огромные лапы, кожистые крылья, их шкуру пробивает не всякая пуля, и, в общем-то, это очень страшно. Они не хотят ничего, кроме как сожрать каждого из вас — и вообще любого живого человека.
Исследовательский отдел выдвинул версию, с которой ознакомил весь кадровый состав: что эти монстры имеют искусственное происхождение. Что это люди, из которых кто-то преднамеренно делает монстров. Это ещё страшнее.
Красивые истории про начало времён, юных девушек, благие цели, рыцарские сектантские ордена и остальное вы читали один раз в жизни при вступлении в организацию и запомнили, скорее всего, слабо, поскольку едва пережили тяжелейший стресс и травму. Каждый из вас, кроме Дэвида, который сам всё про себя знает, — единственный выживший из своего отряда. Вообще единственный.
В гробу, на который, по неофициальной версии устава, нельзя садиться жопой ни в коем случае, лежит биологическое оружие. То, что стопроцентно способно справиться с хтонической ебалой. Для людей вдумчивых это тоже должно звучать довольно пугающе. Для людей идейных — обнадёживающе. Желающие могут осознавать, что ваше биологическое оружие будет выглядеть, когда активируется, как человеческая девочка-подросток, и ловить когнитивный диссонанс.О том, как выглядит плохая концовка, разумеется, знали все. И учились её не бояться — ведь наши персонажи не смотрели канон и ничего не знают про срыв, про реки крови, про рукокрылов с горящими глазами и сигнальные ракеты над листьями пальм.
Учить людей не бояться того, что может их убить, едва ли не больше выражает идеи аниме, чем вся игра вместе взятая.
Сводка по погибшим26.12.1972 г. в 06:40 утра по местному времени на объект NV-02 прибыла группа оперативников организации “Красный Щит”.
На территории объекта оперативники обнаружили мужчину-вьетнамца (приблизительно сорок лет, множественные ранения). Придя в сознание, он назвал своё имя — Фан Бой Тяу, гражданин ДРВ.
Тела погибших, обнаруженные в разных помещениях объекта:
— Адамс, Ричард — гражданин Великобритании, сотрудник организации “Красный Щит”;
— Арджено, Авель — гражданин США и Югославии, при себе имел удостоверение сотрудника пресс-центра при штабе вооружённых сил США в Южном Вьетнаме, бумагу с личным досье Теодора Морриса, пропуск на территорию лаборатории SCD;
— Леджер, Эрик — гражданин США, рядовой 101 воздушно-десантной дивизии ВС США;
— Ли, Шень Шунь — гражданин ДРВ, без документов, личность установлена со слов Фана Бой Тяу;
— Моррис, Теодор — гражданин Великобритании, сотрудник филиала лаборатории SCD (Франция), сотрудник-совместитель при организации “Красный Щит”;
— Малдер, Дэвид Себастьян (при себе имел непродлённое водительское удостоверение на имя Райнера Марлоу), гражданин Германии, Великобритании, США, сотрудник организации “Красный Щит”;
— Шарп, Ребекка Луиза, гражданка США, сотрудница организации “Красный Щит”.
Тела погибщих, обнаруженные в в радиусе двух километров вокруг объекта:
— Хэллоран, Клемент Дж, — гражданин США, сотрудник организации “Красный Щит”
— Ке, Ро Син, — гражданка ДРВ, без документов, личность установлена со слов Фана Бой Тяу.
— Окамура, Акихико, — гражданин Японии, согласно удостоверению, сотрудник вьетнамского филиала международного информационного агентства “Синьхуа” (военный фотограф).
— Венсан, Пьер — гражданин Франции, сотрудник организации “Красный Щит”.
Тела погибших, обнаруженные на месте крушения вертолёта организации:
— Карно, Антуан — гражданин Франции, сотрудник организации “Красный Щит”
— Моро, Ашер — гражданин США, сотрудник организации “Красный Щит” (личность установлена позже по результатам экспертизы).
В помещении лаборатории объекта NV-02 найдены документы Оливера Нортона, гражданина Великобритании, сотрудника организации “Красный Щит”. Оливер Нортон признан пропавшим без вести.
На расстоянии трёх с половиной километров от объекта по направлению к лаосской границе (на запад) также были обнаружены:
— Миягуску, Джордж, — гражданин США и Японии, рядовой 101 воздушно-десантной дивизии ВС США — без сознания, рваная рана левой руки.
— девушка без документов, без сознания, предположительно, в коме.У нас не было жёсткого сюжета и мастерских рельсов, напротив, мы страстно и безнадёжно хотели уйти от канонного варианта. Того самого, который нас настиг.
Но концовки были прописаны конкретные, с причинно-следственными связями. Нажми на кнопку — получишь результат.
Нажать на кнопкуВарианты финала
• концовка хорошая: прибывает подкрепление из Красного Щита, увозят всех выживших в голубом вертолёте в город.
Условия хорошей концовки: жив фотограф, молодой десантник, как минимум по одному человеку из Красного Щита, биологов и гражданских. Красный Щит выполнил технический квест или вычислил провокатора, учёные открыли прионы или затормозили превращение Ли Шен Шуня в ХИРОПЕТРА.
Рация: штаб.
• не очень хорошая: прибывает подкрепление американского десанта, оба американских десантника идут под трибунал за дезертирство, спасает только американских граждан, остальные выбираются как хотят.
Условия не очень хорошей концовки: в бункере сломана вентиляция//Эрик Леджер уговорил всех бежать в джунгли//полностью вынесли какой-то из блоков//обратившийся ХИРОПЕТР вынес нескольких человек.
Рация: частота отступающего американского десанта.
• плохая: напалм, рандомные трое выживших прокидываются кубиком.
Условия плохой концовки: все тормозят, не довели до конца ни один квест. Потратили рации.
• ещё плохая: НЁХи прорываются в бункер, съедают всех, кроме рандомных двух человек, их находят вьетнамцы (контингент ДРВ, искали американский десант).
Условия для ещё плохой концовки: кто-то дал ёбу (конфликт, перестрелка между людьми, вынесена половина людей).
Рация: частота местного канала.
• третья плохая: вторая сторона конфликта убивает часть присутствующих по своему разумению.
Условия для третьей плохой концовки: погиб Дэвид или Хэллоран//живы Теодор Моррис и Арджено, первый согласился вернуться на основную работу, второй сумел связаться со своими.
Рация Арджено: единственная настроенная частота.
• самая-самая плохая: все мертвы (кроме провокатора)
Условия для самой-самой плохой концовки: сработал план-чистый-как-слеза, девочка с катаной восстала из гроба. Прощайте.Ачивки:
@ смастерил свою игру
@ стехничил свою игру
@ поиграл в свою игру
@ самостоятельный!
Вымышленные игротехнические люди тоже хотят поговорить.ДжоэлДжоэл Голдшмидт
Директор организации «Красный Щит». Пятый своего имени. 26 лет.
Простите меня. С момента, как я стал во главе Красного Щита, мне было трудно смотреть в глаза каждому из вас. Каждому, кто уходит в смерть.
Даже когда вы отправлялись эвакуировать объект, я представить себе не мог, что вам придётся бороться не столько за наше дело, сколько за собственные жизни.
Мне предстоит сообщать вашим родным о том, что вас больше нет. Это тяжело, но я заслуживаю гораздо худшего.
Дэвид. (Коннор, господи.) Ты был моим другом. По-моему, ты верил в наш успех даже больше, чем я. Прости меня за тот самоубийственный приказ. Только тебе могло хватить смелости его выполнить.
Ребекка Шарп. Дэвид писал мне, что вы спрашивали о критерии отбора группы для вьетнамской операции. Пусть я говорю это слишком поздно — критерий был один. Те, кому мы можем безоговорочно доверять.
Пьер Венсан. Я не говорил с вами после первого собеседования, но с того раза запомнил вас очень человечным.
Ашер Моро. Вы пришли в Красный Щит, ещё когда был жив мой отец, я даже ни разу не видел вас. Больно и несправедливо по отношению к вашей памяти то, что главный страх нашей организации на время присвоил ваше лицо.
Клемент Хэллоран. Из исследовательского отдела я мог положиться на двоих людей — на Сэмюэла и на вас. Других проверенных кадров у нас не было. Мы надеялись получить результаты вьетнамской исследовательской миссии в первую очередь от вас — и максимально поднять данные по остальным в их отсутствие. Сомневаться в своих же сотрудниках — очень мерзко, но на войне как на войне.
Оливер Нортон. Вероятно, у вас были причины в нас разочароваться. И, по нашим расчётам, вы могли причинить гораздо больший вред организации, когда вели свою двойную игру — спасибо, что вы этого не сделали.
Ричард Адамс и Теодор Моррис. Вас обоих для миссии рекомендовал мистер Нортон, и это само по себе показалось нам подозрительным. Простите нас за бесконечные проверки и за то, что эта первая для вас командировка оказалась последней.
ЭнтониАнтуан Карно
Оперативник-раздолбай. Снайпер. 26 лет.
Ёбаный же, блядь, насос, простите мой французский.
Ребята. Моя группа. Я представляю, как спасать мир без меня — без тупых шуток, очевидно, но как спасать мир без вас — вот это, на самом деле, поганее всего.
Командир. Твою мать. Верю, что, если бы был хоть один шанс вытащить нас из этой мясорубки, ты бы им воспользовался. А раз его не было — ну, спасибо, что до конца руководил нашим героичным балаганом. Пять лет, что я тебя знал, были очень крутые. Почти как голливудский боевичок.
Сержант Шарп. Я в жизни не встречал девушки храбрее тебя. Дико жаль, что у нас уже не будет никакого «после спасения мира», мы не сожрём на двоих десять кг бананов, и я не приглашу тебя на танцы.
Венсан. Венсаааааан. Дружище, это пиздец. Я тебе так и не рассказал: я же хотел, как будем в увольнительной на родине, тебя с сестрой познакомить. Валери красивая и гораздо лучше твоей бывшей. А, что уж теперь говорить. Но если этот бункер в итоге всё-таки не рухнул — это только твоя заслуга, я как сейчас вижу, из какого дерьма и палок там всё было наворочено.
Моро. Вот что помню из долбаного крушения — что последняя твоя обойма патронов ушла по НЁХам, которые ломанулись в джунгли за Ребеккой. И это, ну, так правильно, что ли.
Хэллоран! Я ведь правда думал, что такие не подыхают, не горят и не тонут, потому что это слишком просто, и, будучи мёртвым, никого уже не побесишь. Мудаком ты, конечно, был первостатейным, но спасибо, что пытался спасти оставшихся из моей группы. (Ну кто, блядь, просил вскрывать гроб?! Тихенько же всё стояло.)
Нортон. Помню вас жутко адекватным, мне почему-то кажется, вы таким и остались.
Ричард. Ты был такой охрененный, я так надеялся, что лёгкая придурковатость правда делает человека неуязвимым. Жаль, что нет. И всё ещё считаю, что ты проспорил, — в Ханое можно достать «Голуаз», если очень постараться!
Моррис. Пиздецки совестно, что никто из нас не смог вам помочь. Лучше бы вас так и клинило на конференции.
ХадзиХадзи, тот, кто служит Сае
«Драматический страдалец из готического романа», 112 лет.
Сая. Я не знаю, какими словами мне просить у тебя прощения. Я подвёл тебя — я не должен был допускать того, что произошло. Я не смог тебя защитить. (Снова, в тысячный раз не смог.) Близкого человека иногда необходимо защищать даже от него самого — а я не справился.
Если ты не захочешь видеть меня в своё следующее пробуждение или если тебе будет слишком больно, я пойму и подчинюсь твоей воле.
Аншел Голдсмит. Мне нечего вам сказать. С такими, как вы, говорят только оружием.
Дива. Я видел ту тварь, что вырастила тебя, и тех, что окружают тебя сейчас. И в какое-то мгновение искренне тебя пожалел.
Люди из бункера.
Командир группы, Дэвид, — я благодарен вам за то, что вы до последнего не хотели прибегать к крайним мерам.
Мистер Хэллоран — вы единственный, кто старался объяснить мне вещи, которых я не понимал. И пусть в итоге вы приняли решение, которое погубило всех, — я виноват больше, чем вы.
Молодой мужчина из учёных — вы этого не узнали, но я благодарен вам за то, что ваша затея с поисками патрона дала мне возможность хотя бы недолго побыть рядом с Саей.
Женщина из деревни — не знаю, обрадовало или огорчило вас известие о том, что ваш сын жив. Прошу прощения, если вам стало от этого хуже.
Мужчина из деревни — даже если бы трансформация прошла до конца, вы остались бы человеком в значительно большей мере, чем те, кто сделал это с вами.
Мужчина из армии США — мне жаль, что вам пришлось в жизни встретиться с этими тварями, в том числе и со мной.
Юноша из армии США — меня удивляло, что вы мне верили без каких-либо доказательств. И простите меня за то, что едва не умерли по моей вине. Больше всего в тот момент я боялся, что они вас добьют.
(На этом вербальная коммуникация в жизни отдельно взятого шевалье заканчивается на тридцать лет, потому что вербальная коммуникация — для слабаков.)
У меня снова оживают попытки подумать, а что бы мы могли сделать иначе, но не сделали - но всё равно спасибо тебе и твоим вымышленным игротехническим людям.
Так вот.
Аа, бля, не знаю, что сказать(
Ты крутой, в общем. Очень.