Когда мне было четырнадцать, я постиг великую истину: существуют в школьной программе предметы , которые можно не учить. Вообще. Одним из таких предметов (к стыду моему) была история. В тот год нам сменили преподавателя на нового, владевшего особым методом вложения знаний в наши дурные головы. Заключался метод в том, что даты и события он давал нам таблицами в очень сжатом виде, а все оставшееся время рассказывал исторические анекдоты, легенды, высказывания известных лиц и курьезные случаи. С тех пор я все еще помню множество цитат о Великой Французской революции, происшествие, бывшее с тремя курьерами в день восстания декабристов, и миф о потемкинских деревнях.
Деревни особенно меня поразили. Вопрос тут не в соответствии историческим реалиям: какое соответствие, о мой бог, - а в возникающей картине. В ней обязательно фигурировало солнце, дома, наспех сколоченные из досок, высаженные вдоль дороги в ряд молодые березки, колосящиеся поля и девицы в сарафанах, несущие на блюдах хлеб-соль. Не хочу обидеть историков, роль личности Потёмкина каждый определяет для себя сам, но фраза прижилась, и теперь все, связанное в государстве Российском с проверками, делается старым испытанным методом, то есть через те самые потемкинские деревни.
Год моего трудового стажа относится к бытности помощником архивариуса в Управлении социальной защиты. Как студенту Лита приходится объяснять, что он учится не на писателя, так сотрудник УСЗН вынужден рассказывать, что в его обязанности не входит доставка еды, последний СОБЕС был ликвидирован в 1992 году, а социальная защита и социальная работа - разные вещи. Работа была несложная, но очень нудная. К коллективу в сорок человек в возрасте от двадцати до шестидесяти лет, плюс курьер, бесплатно прилагалась начальница и собрания по пятницам: товарищи, наша служба и опасна, и трудна, и долго буду тем любезен я народу, что справки разные я быстро оформлял, и т.п..
УСЗН занимается назначением пособий и доплат пенсионерам и льготным категориям населения. В связи с грядущей реорганизацией меня уволили декабре прошлого года. С тех пор я ни разу об этом не пожалел, потому что ни одна реформа в здравоохранении и соцзащите в последние десять лет не привела ни к чему хорошему. Сегодня я заглянул на бывшее место работы и убедился. Во-первых, рабочий состав уменьшился на четверть, а количество начальства, напротив, возросло. Во-вторых, сверху спустили план по внедрению - sic! - инновационных технологий. В-третьих, были организованы конкурсные комиссии, чтобы проверять выполнение плана и соотношение результатов в разных районах и награждать победителей.
В чем заключается план.
1. Интегрирование рабочего процесса (Простой пример: гибрид пароварки, мультиварки, блендера, миксера, мясорубки, соковыжималки, сумки-холодильника и ухочесалки. Действуя по аналогии с этим прибором, любой специалист, к которому вы придете, должен оформить пособие вам, как многодетному отцу или матери, пенсию по старости вашей бабушке, по инвалидности - вашей тете, по трудовому стажу - вашей двоюродной сестре-балерине, по потере кормильца - дочери вашего соседа-алкоголика, который ушел из дома пять лет назад и с тех пор ни разу не заплатил алименты, назначить процент снижения квартплаты и денег за городской телефон и надбавки в связи с иждивенцами/государственными наградами/участием в ликвидации катастрофы в Чернобыле/сорокалетним стажем на заводе/почетным донорством всем вышеперечисленным лицам, выдать социальную карту, оплатить путевку в санаторий в Карловы Вары, трижды провести ваше дело по компьютеру, отправить данные в Пенсионный фонд и Вычислительный центр, проконсультировать вас по всем интересующим вопросам, написать по каждой из проблем, с которой вы пришли, распоряжение, а к нему - копии всех документов, затребовать недостающие бумаги в организациях, составить по отчет и отдать его начальнику для резолюции. Я не то что не могу провернуть такую штуку - я не в состоянии даже прочитать все, что написал. А все это нужно сделать за пятнадцать минут, иначе клиент имеет право написать на нерасторопного сотрудника жалобу.)
2. Электронная связь. (Представьте себе такую пасторальную ситуацию. Девяностолетняя старушка встает рано утром, надевает очки, вставную челюсть и слуховой аппарат, берет элегантную клюку под семь килограммов весом и отправляется в банк за пенсией. Пенсии нет. В этой фразе вся боль и страдание человека старше шестидесяти лет. Или хуже, сумма выплаты уменьшилась на четыре рубля. Как полагаете, что должна делать старушка? Нет, не разгонять клюкой банковских клерков с лихим "эгегей!" и не беседовать с единомышленниками на лавочке у подъезда. Ей следует вернуться домой, сесть за компьютер, прогнав от монитора внука-геймера, и написать длинное
3. Обслуживание по экстерриториальному признаку. (Крайне занимательная загогулина. Пятый час вечера. Вас отпустили с работы пораньше. Вы думаете, куда же вам отправиться. В магазин за овощами? В торговый центр за наушниками? Домой - жарить котлеты на ужин? На свидание? Ха! Лучшее, что вы можете сделать, - это пойти в ближайшее УСЗН и обратиться к специалисту, чтобы он произвел все операции из пункта один и завел на вас или ваших родственников дело, которое должен будет отправить с курьером по месту вашей прописки. Таким образом, вы усложнили жизнь двоим ни в чем не повинным людям. Гордитесь.)
Что получилось на практике из этих разумных преобразований? Сотрудники психуют и действуют по инструкции. Чтобы уложиться в пятнадцать минут, документы берут все и не глядя. Неважно, военный ли это билет вашего прадеда или справка от ветеринара о смерти любимой собачки. Также у вас могут случайно отобрать паспорт. Если человек не знает, как ответить на ваш вопрос, он мысленно призовет своих, а когда в кабинете в семь квадратных метров соберется конклав, страдать будете уже вы. Возможны и другие варианты: бабушка ваша получит пенсию по потере кормильца, девочка - по старости с надбавкой за восемьдесят лет, балерина - как военный в чине полковника, отслуживший не меньше пяти лет на крайнем Севере, вместо ваших детей вам припишут двоих чужих, и всех скопом пошлют на турбазу в Соловки. Потому что главное, чтобы все выглядело красиво, было описано в пяти-шести журналах, папках и ЛД, и заверено вышестоящими лицами. Со вторым пунктом - отдельная история. Электронные послания строчат друзья и родственники служащих. Ударники труда достигают пяти-шести писем в день с разных мэйлов. Все послания заранее надиктованы и содержат несложные вопросы, с которыми корреспондентов якобы отсылают к другой госорганизации. Экстерриториальных тоже мало, поэтому вместо них приходится сотрудникам регистрировать по схеме из пункта один самих себя. Иногда даже по нескольку раз, с рассылкой документов по месту рождения, месту прописки и месту жительства, если они не совпадают.
Не знаю, к какому выводу все это свести. Nature forces legislators? Каков закон, таков ответ? Кенгуру тоже умеют пускать пыль в глаза?
Tbc